История городского транспорта Бангкока начинается с 1889 года, когда в городе появилась конка. Еще через 4 года в Бангкоке открылась первая в Азии трамвайная линия, а в начале этого столетия Бангкок обзавелся двумя линиями электрической пригородной железной дороги. Затем эти линии послужили основой таиландской железнодорожной сети и стали ее частью, а трамвай просуществовал до 1968 года.
С тех пор город был почти целиком отдан автобусам. Много лет шла упорная конкурентная борьба между государственной и частными автобусными компаниями. В семидесятых годах поразивший страну финансовый кризис привел к краху частных фирм. Сейчас всеми перевозками ведает муниципальная компания. Впрочем, почти половину своего парка автобусов она арендует у частных фирм. Последние годы, однако, передвижение автобусами по Бангкоку значительно затруднено из-за многочисленных пробок, буквально парализующих движение в городе. Из-за перенасыщенности улиц автомобилями средняя скорость движения автобуса по городу составляет жалких 8 километров в час.
Давно уже стало очевидным, что Бангкок нуждается в новом виде транспорта. Сейчас полным ходом идет строительство двух линий метро. Более дешевый вид скоростного транспорта - надземный метрополитен. Он называется Skytrain. Его линии располагаются на высоких опорах на высоте нескольких десятков метров над городскими улицами.
Сейчас действуют две линии Skytrain. Поездка по одной из них занимает полчаса, по другой - 13 минут. Пересекаются они на станции Сиам. Интервал движения почти такой же, как в московском метро - 3-6 минут, а в часы пик - 2 минуты. Появление надземного метро значительно улучшило транспортную ситуацию в Бангкоке. Сотни тысяч людей, которые раньше теряли часы в пробках в автобусах и собственных автомобилях, пересели на Skytrain. Обе линии планируются продлевать в новые районы города, а вскоре линии метро образуют вместе со Skytrain плотную скоростную сеть, которая решит множество транспортных проблем таиландской столицы.
Пока же основную нагрузку в Бангкоке несут автобусы. Одиннадцать с лишним тысяч автобусов ходят по 376 маршрутам. Почти половину из них составляют микроавтобусы. А большие автобусы делятся на те, которые оборудованы кондиционерами и те, где кондиционеров нет. Проезд в последних значительно дешевле, зато народу гораздо больше. По данному конкретному маршруту могут ходить оба типа автобусов, а может и только один тип. Пока что кондиционированных автобусов меньше половины от общего числа, но их количество стремительно увеличивается.
Помимо обычных, существуют еще экспрессные маршруты. Кроме того, с одиннадцати вечера до пяти утра по некоторым линиям ходят ночные автобусы. Все эти автобусы работают без кондиционеров.
Еще до появления скоростного транспорта тайцы решали проблему пробок с помощью мотороллеров. Они называются "тук-тук". В это трехколесное чудо техники помещаются водитель и два пассажира. При желании могут влезть и больше. Работают они по принципу такси и используются обычно для поездок на небольшие расстояния. Выезжать на автострады им запрещено. К их недостаткам относятся отсутствие кондиционера - пассажирам приходится дышать бангкокским смогом. Кроме того, эти драндулеты не очень-то устойчивы на дороге.
Еще более экстремальным способом обойти уличные пробки являются мототакси. Вы попросту садитесь за спиной водителя мотоцикла. При этом он обязан дать вам шлем. Этот самый опасный способ передвижения по городу является зачастую самым быстрым.
Другим быстрым способом передвижения являются водные такси. Они специализируются в основном на переправах через рассекающую город реку Чао-Прайя. Кроме того, скоростные суда ходят вверх и вниз по реке.
Тарифы городского транспорта
Транспорт в таиландской столице весьма дешев. Но вот разобраться в системах оплаты проезда нелегко. Единой системы тарифов в Бангкоке не существует. Каждый вид транспорта имеет собственную цену проезда.
Начнем со скоростного поезда Skytrain. Стоимость поездки в нем зависит от расстояния, вернее, от количества пройденных станций. Поездка на одну станцию обходится в 10 батов, на две станции - в 15 батов. Три или четыре станции будут стоить 20 батов, пять или шесть - 25 батов, семь или восемь - 30 батов, девять или десять - 35 батов. Любая поездка свыше десяти станций обойдется в 40 батов.
Помимо обычных билетов, можно купить многоразовый билет. Они бывают двух видов. Первый предназначен для тех, кто обычно ездит на дальние расстояния в пять и больше станций. Это билет на определенное число поездок независимо от расстояния. Билет на десять поездок стоит 250 батов. Таким образом, цена одной поездки составляет 25 батов. Чтобы он был выгоден, нужно ездить каждый раз на пять-семь станций. Билет на пятнадцать поездок обходится в 300 батов (цена одной поездки с этим проездным - 20 батов).Наконец, билет на тридцать поездок наиболее выгоден. Он стоит 540 батов, а цена одной поездки получается 18 батов. Все эти поездки нужно использовать в течение тридцати дней. Студенческий тариф в полтора раза ниже.
Второй тип многоразового билета действует по обычным ценам. После каждой поездки с него вычитается соответствующая сумма. Первоначально билет можно купить за 100 или 300 батов. Затем, сумму на билете можно пополнять - минимальное зачисление 300 батов, максимальное - 2000 батов. При каждом зачислении вы получаете бонус в 10 процентов от зачисляемой суммы. Можно также купить за 999 батов специальные памятные сувенирные билеты с портретом короля Таиланда. Примерно в этих же пределах будет и цена билетов на метро, которое откроется ориентировочно в 2002 году. Гораздо более запутаны автобусные тарифы. Увидев приближающийся автобус, смотрите не только на номер его маршрута, но еще и на раскраску. Обычные автобусы без кондиционеров имеют красный и кремовый цвет. Проезд в них весьма дешев - три с половиной бата. Экспрессы такого же цвета стоят пять с половиной батов, а ночной автобус - пять батов. Автобус без кондиционера бело-голубого цвета стоит пять батов. Своя система у автобусов с кондиционерами. Бело-розовые автобусы обходятся в десять батов. В остальных цена зависит от расстояния. Если автобус имеет синюю и кремовую расцветку, то цена может составлять 6, 8, 10, 12, 14 или 16 батов. А новые автобусы типа Euro II выкрашены в желто-оранжевый цвет и стоят 8, 10. 12, 14, 16 или 18 батов соответственно.
У микроавтобусов - микротарифы. Зеленые микроавтобусы стоят три с половиной бата, а красно-бордовые - всего три бата. Красно-зеленые микроавтобусы с кондиционером обойдутся в 20 батов за поездку.
Обычное такси может быть с таксометром, а может без него. Машины с таксометром имеют знак "Taximeter" на крыше. Тариф - 35 батов за первые три километра и приблизительно пять батов за каждый последующий. При посадке в такси без таксометра необходимо сразу же договориться о цене.
Трехколесный тук-тук используется обычно для коротких поездок. Минимальная цена - 30 бат, максимальная - 150 бат. Таксометров, понятное дело. нет, так что стоит заранее условиться о стоимости и поторговаться. То же правило применимо к мототакси - их тарифы чуть дороже из-за более высокой скорости. Речные экспресс-катера стоят от 5 до 15 батов в зависимости от дальности поездки.
Проще всего воспользоваться автобусом. Маршрут А-1 отправляется в деловой район Сайлом, останавливаясь по дороге в ряде отелей. Маршрут А-2 следует в Санам Луанг и на площадь Сиам. Маршрут А-3 идет до района Фрахалонг и автовокзала Екамаи. Наконец, маршрут А-4 следует на железноджорожный вокзал. Все эти автобусы стоят 100 батов и ходят каждые пятнадцать минут с пяти утра до полуночи. Дорога может занять до полутора часов из-за хронических пробок.
Если вы не хотите тратить 100 батов, можно воспользоваться обычными городскими автобусами. Для этого придется выйти на остановку на проходящей рядом с аэропортом дороге. Автобусы с кондиционерами стоят 16 батов. Они ходят из аэропорта по четырем маршрутам. Один из наиболее удобных маршрут 29, идущий в центр города и на главный железнодорожный вокзал. Маршрут 10 доставит к монументу Победы и северному и южному автовокзалам. Маршрут 13 идет к тому же монументу и северному и восточному автовокзалам. Наконец, маршрут 4 идет в деловой район Сайлом и к ряду отелей. Все эти автобусы прекращают движение к восьми полдевятому вечера.
Если вас угораздило прилететь в Бангкок ночью, вам придется сесть в обычный некондиционируемый автобус. Зато ночью вы наверняка доедете без пробок. Таких некондиционируемых маршрутов в аэропорту два. 29-й автобус повторяет маршрут 29-го автобуса с кондиционером. Кроме того, есть еще автобус маршрута 59. Ходят они круглосуточно и стоят три с половиной бата днем и пять батов с одиннадцати вечера до пяти утра.
За автодорогой расположена железнодорожная магистраль со своей аэропортовской станцией. С раннего утра до девяти вечера там каждые 15 - 30 минут останавливаются поезда до главного железнодорожного вокзала Бангкока. Проезд стоит 5 батов на обычном поезде и 13 в экспрессе. Время в пути - около 45 минут. Можно доехать и без остановок за 35 минут, но за это удовольствие придется выложить 100 батов. Столько стоит специальный аэропортовский экспресс, курсирующий каждые полтора часа.
Кроме того, до города ходят микроавтобусы авиакомпании Thai Airways. Они следуют до района отелей и стоят 100 батов. Обычные такси стоят порядка 300 - 350 батов от международного терминала и 250 от внутреннего. Здесь происходит явная накрутка цены, ибо добраться из города в аэропорт можно в полтора - два раза дешевле. При этом во времени вы вряд ли что-то выиграете по сравнении с автобусами, ведь в пробках все движутся с одной скоростью. И уж точно проиграете поездам. Если же вы богатенький буратино, то можете добираться до города на скоростном катере по реке или на вертолете по воздуху. Стоит это воздушное путешествие астрономические по таиландским меркам суммы в несколько тысяч батов.