Для начала неплохо было объяснить, чем являлись в конце XIX века две страны. Таиланд, тогда еще Сиам, рвался в мировое сообщество. Страна быстро модернизировалась по европейскому образцу, делались значительные территориальные и экономические уступки другим странам, особенно Англии, Франции и США для того, что получить признание на международной арене. Закончилось это потерей Сиамом всех своих владений в Бирме, Камбодже, Лаосе и Малайзии, неравноправными торговыми договорами с одной стороны; а с другой стороны совместным англо-французским соглашением о намерении сохранить Сиам в качестве независимого государства.
До китайско-японской войны 1898 года и последовавшего японской оккупации Кореи Россия не вела активных действий в Восточной Азии. К 80м годах XIX века Россия отказалась от установления своего протектората над Кореей, заключила мирный договор с Японией, не вела войн с Китаем. Собственно, китайцы спокойно уступили нынешнее Приморье и Приамурье России т.к. боялись, что эти территории отнойдут к Англии.
Когда-то король Рама VI заявил о своем желании заключить дружественный союз с Россией. После этого россияне стали более частыми гостями в Сиаме. В 1875 году в Бангкоке побывал Миклухо-Маклай и был принят королей который снабдил его письмом, в котором предписывал местным властям оказывать путешественнику всяческое содействие в его исследованиях.
Весной 1882 года, когда тайский народ отмечал столетие династии Чакри и столетие со дня основания Бангкока, русское правительство для участия в празднествах направило в Снам несколько кораблей с поздравлениями и подарками для короля.
В 1888 году русский композитор Шуровский написал музыку для гимна Сиама. В благодарность за это король Чулалонгкорн подарил ему именную серебряную табакерку.
В июле 1891 года в Снам прибыла канонерская лодка "Сивуч". Ее командиру капитану второго ранга Плаксину была поручена почетная миссия вручить Чулалонгкорну от имени русского правительства орден Андрея Первозванного. Этот орден в настоящее время видят наши туристы при посещении музея королевского дворца в Бангкоке.
В ноябре того же года Россию посетил первый государственный деятель Сиама, брат и помощник короля - принц Дамронг. Девяностые годы прошлого столетия были тяжелым временем для сиамского королевства, которое оставалось последним независимым государством Индокитая. С Запада и Юга простирались английские колонии Бирма и Малайзия, с востока - французские владения, Камбоджа и Вьетнам. И Англия и Франция непосредственно угрожали Сиаму колониальным захватом его территорий. Принц Дамронг стремился заручиться поддержкой России в противостоянии тайцев захватническим планам англичан и французов. Летом 1897 года король Чулалонгкорн решил сам посетить Россию и побывать в Москве и Санкт-Петербурге. До нас дошли его воспоминания об этой поездке. Большой знаток и ценитель архитектуры и живописи, король по достоинству оценил творения русских художников и зодчих, замечательные произведения искусства, которые он видел в Кремле и Эрмитаже. Визит Чулалонгкорна в Россию был весьма плодотворным. Осенью этого же года между двумя государствами были установлены дипломатические отношения. Русское правительство, согласно взятым на себя обязательствам, немедленно усилило нажим на Париж и Лондон и удержало их от перехода к непосредственному захвату сиамских земель.
Во время визита была также достигнута договоренность о том, что тайская молодежь из числа членов королевской фамилии будет направляться на учебу в Россию, главным образом в военные учебные заведения. Кое-кто из них впоследствии женился на русских дворянках, так что волею судеб, в жилах некоторых тайских аристократов, вероятно, и по сей день течет русская кровь. В апреле 1898 года в Бангкок прибыл первый русский посланник Оларовский. 26 апреля в торжественной обстановке состоялась процедура вручения ему верительных грамот. В своей речи, обращенной к королю, Оларовский сказал, что гордится тем, что является первым русским дипломатом в дружественном Сиаме. Он достаточно долгое время прожил в стране и многое сделал для упрочения наших связей. По его инициативе, кстати, в Бангкоке был создан королевский спортивный клуб.
Не последнюю роль в сохранении независимости Таиланда сыграла Россия, дипломатические отношения с которой были установлены в 1896 г. Однако добрые отношения между Россией и Сиамом, точнее, между двумя монархами начались за несколько лет до этого. В 1883 году цесаревич Николай, будущий российский император Николай II, совершал большое путешествие вокруг света. После посещения Японии и Индии он добрался до Таиланда, где был встречен с королевскими почестями королём Рамой V. Монархи очень понравились друг другу и быстро подружились. Сами тайцы трактуют эту дружбу как сближение Востока и Запада. В 1886 г. Рама V в сопровождении принца Ваджиравуты нанёс ответный визит в Петербург. А через десять лет его второй и любимый сын Чакрабонкс, который до этого учился несколько лет в Англии и жил в семье среднего достатка, сопровождал в Россию сиамского посла. В Петербурге он был размещён в Зимнем дворце, в апартаментах для царственных особ, и это разительно отличалось от того, что он имел в Англии. Сразу после приезда он был представлен Николаю II и вскоре поступил в пажеский корпус, который закончил в 1902 г. Принц быстро освоил русский язык, проникся русской культурой, очень любил смотреть балет, в особенности Матильду Кшесинскую, и даже сам выступал в некоторых спектаклях, порой переодеваясь в женскую одежду. В 1905 г. он встретил Екатерину Десницкую, дочь судьи из украинского города Луцка, и они тайно поженились. Когда в Бангкоке узнали про брак, принц был лишён права на престол. В 1907 г. у них родился сын - принц Чува, которого у родителей отобрали и воспитывали в королевской семье. В 20-е годы дворцовые интриги привели к разводу. Екатерина уехала в Шанхай, где и прожила до конца жизни. Принц Чува прожил спокойную жизнь при дворе и умер в 60-е годы.
Дипломатические отношения между СССР и Таиландом были установлены в 1941 году, хотя фактически поддерживались с 1947 года.
С того времени прошел почти век. Мы приближаемся к столетию установления дипломатических отношений. Перспективы разносторонних связей между Россией и Таиландом представляются практически безграничными, так как у нас нет каких-либо взаимных претензий и неразрешимых противоречий. Народы наших стран, начав с малого, могут возвести это сотрудничество на высокий уровень. Следует лишь иногда вспоминать о своих предках, сумевших в тот далекий период достичь взаимопонимания, несмотря на разделяющие их огромные расстояния, и заложить основу той дружбы, которую нам теперь предстоит развивать.