Первая железная дорога появилась в Таиланде в 1894 году. Это была короткая линия из Бангкока к побережью Сиамского залива. Железнодорожный транспорт стремительно развивался, и в начале 20 века уже играл важную роль в жизни страны.Сейчас в Бангкоке открыт музей истории железной дороги.
Собственно, вначале в Таиланде получились две независимые железные дороги - Южная и Северная. Они образовались по разным берегам реки Чао-прайя, рассекающей пополам столицу страны Бангкок. Однако в 1917 году через реку был построен мост, и дороги были объединены.
Сейчас железная дорога соединяет практически все сколько-нибудь значительные города Таиланда. Все железнодорожные линии расходятся из единого центра - Бангкока. Проходящих поездов в Бангкоке нет - все составы начинают или заканчивают там свой путь. Вокзалов в Бангкоке два. Главный именуется Хуалампонг. Вторая станция Нои расположена на отшибе в Тонбури и обслуживает в основном поезда ближнего сообщения. В городе есть еще несколько промежуточных остановок, включая станцию в аэропорту Дон Муанг.
Таиландские железные дороги предлагают большой выбор типов поездов и вагонов. Существуют обычные поезда, скорые, экспрессы и специальные экспрессы. Разные типы поездов далеко не всегда означают разницу в скорости. Как правило, специальные экспрессы чуть быстрее просто экспрессов, а те немного быстрее скорых. Разница в час-другой достигается только при дальних переездах на юг страны. Обычные поезда заметно медленнее остальных, ими стоит ездить только при жесткой экономии. Вагоны делятся на первый второй и третий класс, причем, вагоны одного и того же класса в поездах разного типа могут выглядеть по-разному. Обычные поезда всегда полностью состоят из вагонов третьего класса.
Вагоны первого класса существуют в основном в экспрессах и специальных экспрессах, и иногда в скорых поездах. Они оборудованы одно- и двухместными купе с кондиционером. Пассажиры также обеспечиваются питьевой водой. В основном эти вагоны курсируют на северной и южной линиях.
Второй класс наиболее распространен. Он тоже обычно имеет спальные места. По компоновке это нечто вроде нашего плацкартного вагона, только значительно более комфортабельного. Кресла имеют спинки, спальные места закрываются занавесками, а для влезания на верхнюю полку предусмотрены лестницы. Второй класс бывает двух разновидностей - с кондиционерами и без. В кондиционируемых вагонах лучше не покупать билет на верхнюю полку - может продуть. В некондиционируемых тоже не стоит - там жарче. Пассажиры обеспечиваются постельным бельем. Впрочем, в скорых поездах спальных мест может и не оказаться. Тогда они представляют собой ряды кресел по образцу самолетного салона.
Третий класс мало пригоден для дальних поездок. Он наличествует практически во всех поездах (за исключением нескольких экспрессов) и представляет собой ряды жестких скамеек. В общем, нечто вроде нашей электрички. При этом состоящие исключительно из таких вагонов обычные поезда совершают длинные маршруты длительностью до 14 часов.
В настоящее время существуют четыре линии. Все они начинаются из Бангкока и почти не имеют боковых ответвлений. Южная идет по всему Малаккскому полуострову через города Чумпхонг (12 поездов в день из Бангкока, 7-9 часов езды), Пхаттхалунг (5 поездов, 12-15 часов) и Хатъяй (5 поездов, 14-17 часов). Последняя станция этой линии - Педанг Безар (1 поезд, 18 часов), после чего дорога уходит в соседнюю Малайзию и далее в Сингапур. Прямого сообщения с этими странами нет, лишь один поезд в день доходит до первого крупного малайзийского города Баттерворт (23 часа от Бангкока). Оттуда можно уехать в столицу Малайзии Куала-Лумпур, а оттуда - в Сингапур. При этом расписание поездов не продумано, и пересадок приходится ждать очень долго. Желающие, впрочем, могут уехать раз в неделю в Сингапур на роскошном прямом поезде, аналоге "Восточного экспресса". Правда, обойдется такое развлечение долларов в тысячу.
Северная линия идет до главного центра севера страны города Чиангмай (6 поездов в день, 11-15 часов). Северо-восточная линия в реальности состоит из двух линий, расходящихся от города Накхонратчасима (12 поездов в день, четыре с половиной - шесть часов). Одна ветка ведет в Кхонкэн (5 поездов, 8-9 часов) Другая - в Сисакит и Убонратчатхани (7 поездов, девять с половиной - тринадцать часов).
Восточная линия является самой короткой. В принципе, когда-то она вела в столицу соседней Камбоджи Пномпень, но в ходе долгой гражданской войны в Камбодже значительно пострадала железная дорога, а пограничный мост был разбомблен. Поэтому доехать можно только до последней пограничной станции Араньяпратхетт (2 поезда в день, 6 часов). Наиболее важным городом на этой дороге является Прачинбури (7 поездов, 3 часа) Кроме того, ответвление восточной линии ведет в главный морской порт Саттахип (1 поезд, 4 часа). Поезда этой линии ходят почти исключительно с вагонами третьего класса.
Движение поездов в Бангкоке организовано так же, как в Москве. Большинство поездов отправляются из столицы вечером и прибывают на станцию назначения утром или днем следующих суток. Соответственно, обратно в Бангкок эти составы возвращаются по утрам. Значительно меньшее количество поездов курсирует в дневное время, отправляясь по утрам как в Бангкок, так и из Бангкока. Впрочем, на длинной южной линии поезда могут уходить и днем, поскольку время в пути зачастую приближается к 24 часам.
Тарифы железных дорог
Путешествие на поезде по Таиланду довольно дешево. При этом стоимость поездки в различных классах отличается очень сильно. В этом плане таиландские железные дороги весьма похожи на российские. Как и в России, цена билета складывается из платы за пройденное расстояние и доплат за класс поезда и вагона. Причем последние обычно заметно больше базовой платы за расстояние.
Начнем с базовой платы. В дешевом и сердитом третьем классе цена билета составляет 0, 21 бата за километр в течение первых 100 километров. Дальше цена километра постепенно падает. После трехсотого километра каждый километр обойдется всего в 0, 15 бата. Такая же картина и в двух других классах. Билет во второй класс стоит от 0, 49 до 0, 34 бата за километр, в первый - от 0, 93 до 0, 74 за километр. Таким образом, второй класс приблизительно в два с половиной раза дороже третьего, а первый в 2-2, 15 раз дороже второго. Минимальная стоимость любого билета - 2 бата в третьем классе, 4 бата во втором и 6 батов в первом.
Кроме того, практически всегда приходится платить надбавки за класс поезда и вагона. Избежать их можно, только если вы едете в некондиционируемом вагоне третьего класса обычного поезда. Величина этих надбавок не зависит от расстояния. Доплаты за класс поезда: скорый стоит дополнительно 40 батов, экспресс - 60 батов, а специальный экспресс - 80 батов.
Следующей доплатой является надбавка за кондиционирование вагона. Поездка в кондиционированных вагонах второго и третьего класса стоит 120 батов с питанием и 70 батов без питания. Цена первого класса 120 батов.
Далее, следует заплатить за спальное место, если оно у вас есть. Если вы едете в вагоне второго класса, то доплата составит 100 батов за верхнюю и 150 батов за нижнюю полку (в вагонах с 26-32 местами). В вагонах с 36-40 местами нужно доплатить 130 батов за верхнюю и 200 батов за нижнюю полку. В вагоне первого класса придется выложить дополнительно 100 батов в вагоне с 18 местами и 400 батов в вагоне с 24 местами. А если вы пожелаете иметь в вагоне первого класса двуспальную кровать, то плата составит 300 батов с каждого там возлежащего.
В итоге, большая часть стоимости билета обычно приходится на доплаты, которых может набраться целых три. В первом классе со спальными местами сумма доплат составит, как правило, 580-600 батов, во втором классе - 140-400 батов. Таким образом, билет в Чиангмай будет стоить 1193 бата в первом классе, 611 батов на верхней полке и 681 бат на нижней в вагоне со спальными местами и 481 бат в дизельном сидячем вагоне. Все эти цены относятся к специальному экспрессу.
Более показательна ситуация с ценами из Бангкока в город Сураттхани на южной линии. Добраться туда можно: в третьем классе - 147 - 167 батов, в сидячем дизельном экспрессе второго класса - 448 батов, в 32-местном вагоне второго класса (верхняя полка - 388 - 408 батов, нижняя полка - 438 - 458 батов), в 40-местном вагоне второго класса (верхняя полка - 558 - 578 батов, нижняя полка - 628 - 648 батов), в первом классе - 1099 - 1119 батов. Впрочем, в России тарифов между двумя любыми городами обычно еще больше.
Дети до трех лет путешествуют бесплатно, если они не занимают отдельного места и "их рост не превышает 100 сантиметров". Детский билет покупается для детей до 12 лет, которые не выше 150 сантиметров.
Если вы хотите получить спальное место, его необходимо зарезервировать. Часто это превращается в проблему из-за очередей в вокзальных кассах. Изменение бронирования или сдача билета предполагает удержание штрафной суммы. Сдать билет можно самое позднее через три часа после отхода поезда. Если вы намерены интенсивно путешествовать по Таиланду, стоит задуматься о приобретении проездного Thailand Rail Pass. Он действует 20 дней в вагонах второго и третьего класса всех поездов, кроме специальных экспрессов.
Если вы стремитесь сэкономить и собираетесь ездить в третьем классе обычных поездов, вам подойдет дешевая версия этого проездного. Она обходится в 1100 батов для взрослых и 550 батов для детей. Купив этот билет, вам потом придется платить все доплаты, если таковые положены в выбранном вами поезде или вагоне. Этого можно избежать, если сразу заплатить за более дорогой вариант проездного. Он стоит 2000 батов для взрослых и 1000 батов для детей. В этом случае вам придется следить только за тем, чтобы случайно не попасть в специальный экспресс или в первый класс. И еще вам нужно будет бесплатно зарезервировать конкретное спальное место. Этот способ, безусловно, предпочтительней, если вы собираетесь совершать дальние поездки.
Если же вам нужно добраться до места, куда не доходит железная дорога - к таковым относятся многие курорты - то вы можете купить комбинированный билет прямо в железнодорожной кассе. В этом случае вы доедете поездом до ближайшей к месту вашего назначения станции, а затем продолжите путь на автобусе или скоростном катере. В некоторых случаях - например, остров Пхукет - потребуются все три средства передвижения.